Согласно документу, ведущий российский банк профинансирует строительство нового судна для магаданских рыбаков. Кроме того, ВТБ примет финансовое участие в создании на Колыме производства по выпуску пищевых добавок и в других проектах «Тихрыбкома» и «Маг-Си».
О событиях на ВЭФ, значимых для магаданских промысловиков, рассказал Михаил Котов.
- Владивосток порадовал солнечной погодой, - начал Михаил Николаевич. - Для нас, северян, здесь даже жарко: +28 и влажность.
Прошлись по «Дальневосточной улице», побывали в павильонах всех соседей по региону, и отмечу, что павильон Магаданской области выглядит ничуть не хуже остальных. Нам есть что показать и чем удивить!
Большой интерес у посетителей вызывают выставки и мастер-классы наших мастеров-косторезов и мастериц по работе с мехом и бисером, выступления замечательного коллектива «Энэр», витрины-презентации колымских предприятий и крупных инвестпроектов.
Как раз в мое присутствие в магаданский павильон зашел глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Мы поделились с ним планами по развитию рыбного хозяйства региона, обновлению промыслового флота, реконструкции рыбного порта, открытию нового завода по производству Омега 3, обустройству марины, строительству в Магадане горнолыжного комплекса федерального значения.
Колымский предприниматель и политик Александр Басанский рассказал министру об успехах горной отрасли, в частности, о строительстве нового рудника, который начнет добывать золото уже в следующем году.
Денис Мантуров высоко оценил наши начинания. Действительно, планы у области большие, а самое главное – они не остаются воздушными замками. Благодаря энергии, напору и смелости губернатора Сергея Носова и его команды эти планы на наших глазах превращаются в реальность.
- В каких проектах будете сотрудничать с банком ВТБ?
- Ближайших два: по строительству крупнотоннажного морозильного траулера на турецкой верфи Tersan. Киль закладываем в ноябре. Проект судна разработала норвежская компания Skipsteknisk AS при участии наших специалистов - мореходов и промысловиков. Вместе мы постарались учесть все нюансы, взяли из мировой практики промыслового судостроения самое лучшее. Надеемся, судно получится супертехнологичным, функциональным, экономичным и верно прослужит магаданским рыбакам много лет.
Конечно, чтобы построить такое судно, нужен не один миллиард рублей, поэтому финансовое партнерство с ВТБ для нас очень важно.
- Надо полагать, второй объект сотрудничества с банком – завод по выпуску рыбьего жира Омега 3?
- Верно. Это совместный с южнокорейскими партнерами проект по производству полезнейших пищевых добавок – так называемых БАДов. Наша доля в проекте – 51 процент, 49 процентов принадлежит корейской стороне. Завод расположится на территории Магаданского рыбного порта.
Строительство, собственно, уже началось. Сейчас бурим скважины под фундамент. Залиты первые 40 куб. м бетона, предстоит залить в 10 раз больше. Замечу, это будет довольно большое здание: одних только металлоконструкций на него уйдет более 400 тонн. Производство оснастим самым современным оборудованием.
На первом этапе завод будет выпускать высокого качества рыбий жир Омега 3 в капсулах из натурального сырья. Второй этап – открытие линии по производству БАДов на основе колымских дикорастущих ягод – голубики, жимолости, брусники, шиповника, малины, шикши. Будем делать вкусные витамины.
Интересная деталь: мы отправили образцы наших ягод в научно-исследовательский институт детского питания при Российской академии наук, и исследования показали невероятную концентрацию в них полезных минералов и витаминов. Их гораздо больше, чем в любой «материковской» ягоде!
Видимо, этот природный феномен обусловлен нашим климатом: северное лето короткое и далеко не жаркое, поэтому растения стремятся по максимуму использовать каждый солнечный день, накопить в себе как можно больше полезного, чтобы затем питать обитателей территории – и животных, и птиц, и людей – в течение суровой длинной зимы.
- Сергей Носов, давая на ВЭФ интервью федеральным СМИ, сказал, что продукция завода будет ориентирована на внешний рынок. Это так?
- Отчасти. Дело в том, что в России до сих пор не сформировалась массовая культура потребления биологически активных пищевых добавок. Люди то ли не доверяют производителям, то ли не особенно заботятся о своем здоровье и здоровье своих детей.
В результате Тымлатский рыбокомбинат, запустивший вместе с корейцами подобный завод на Камчатке еще три года назад, сегодня испытывает большие проблемы со сбытом продукции в нашей стране.
Качество тымлатского рыбьего жира – прекрасное. Его получают из голов лосося, с минимальной термической обработкой, чтобы сохранить полезные свойства продукта. Однако спросом на внутреннем рынке он пока пользуется не особо.
Понимая это, мы предложили корейским партнерам взять на себя реализацию части продукции в Юго-Восточной Азии.
На российский рынок, в том числе на Колыму, наша продукция тоже будет поставляться, не сомневайтесь. Будем поставлять столько, сколько потребуется для полного удовлетворения спроса.
- Михаил Николаевич, это мы о приятном. А проблемы дальневосточной рыбной отрасли на форуме поднимали?
- Прошло заседание, на котором руководство Росрыболовства рассказало о перспективах программы инвестквот. Я опять не вполне понял, о каких перспективах речь: программа ведь показала свою нежизнеспособность. Она не работает.
На сегодняшний день по ней на российских верфях уже должны были построить 57 судов, а построили 6. И дело не в рыбаках, не желающих участвовать в программе, а в том, что судостроительные заводы не готовы «переварить» такие объемы. Так зачем ее продолжать?
Но нет, государство намерено выставить на аукционы вторую половину крабовых квот, а также другие ценные объекты промысла: креветки, трубачи, причем под инвестиции в строительство не только судов и перерабатывающих заводов, но уже и рефрижераторов, и портовой инфраструктуры.
Заманивают квотами и льготами строить новые заводы по переработке рыбы. А действующие куда? Чем завод, проработавший 30 лет, заслуживший признание потребителей своей продукции, завоевавший рынок сбыта, дающий рабочие места местному населению и несущий значительную социальную нагрузку, хуже того, что только построят?
Почему действующее производство заведомо ставят в более невыгодные экономические условия, чем вновь построенное? На мой взгляд, это дичайшее нарушение закона о защите конкуренции. Тем не менее, эту схему продвигает именно Федеральная антимонопольная служба. Парадокс.
Надо бережно подходить к тому, что мы уже имеем. А у нас национальная традиция – снести до основания то, что есть, и пытаться на развалинах выстроить нечто новое. Получается далеко не всегда, и руины остаются руинами.
Рыбацкое сообщество говорит об этом открыто и постоянно. К сожалению, у регулятора отрасли другая позиция – ему важно доложить о «глубоком реформировании» рыбопромышленного комплекса страны. И не важно, каким будет результат реформ.
- То есть, откровенного разговора рыбаков и Росрыболовства на форуме не получилось? Взаимопонимание не достигнуто?
- Нет. К большому сожалению, нас не услышали и в этот раз.