Новый проект Натальи называется «Оранжевый шум» и посвящен проблематике отношений общества к трудовым мигрантам из Средней Азии.
Тема остро социальная, неоднозначная и «непубличная» - о ней не принято говорить с высоких трибун, а на языке искусства выражают редко. Взяться за нее Наталью побудили личный опыт и переживания.
«Однажды в фитнес-клубе я остановилась поздороваться с уборщицей – тихой узбечкой, которая настолько боится помешать своим присутствием посетителям, что скорее напоминает тень.
Меня поразил тот факт, что она удивилась, может быть, даже испугалась оттого, что кто-то обратил на нее внимание, - говорит Наталья. - После она всегда очень тепло меня приветствовала, интересовалась делами. В ответ на банальную вежливость!
Потом познакомилась с нашим дворником-таджиком. Эффект от нашего общения был такой же – искренняя благодарность за внимание».
Это заставило художницу задуматься. Она стала замечать то, чего не видела раньше. Провела небольшое исследование в кругу знакомых, коллег, соседей. Выяснилось: никто не может описать, хотя бы приблизительно, рабочих из числа мигрантов – дворников, уборщиков подъездов, с которыми сталкиваются каждый день. Какого они возраста, телосложения, даже есть ли у них борода. Как будто у этих людей нет лиц.
«Понимаете, как это страшно: жить в обществе, которое не замечает, не видит твоего лица! И я решила делать этот проект, несмотря на все возможные упреки в свой адрес. Этот разговор давно пора начать», - считает Наталья.
В том, что проблема назрела и нуждается в публичном обсуждении, с магаданкой согласны сотрудники Ельцин Центра. Наталье Гончаровой они признались, что уже давно думали поднять тему взаимоотношений россиян и трудовых мигрантов, но не понимали, с чего начать.
По словам специалиста арт-галереи Влады Поздняковой, в Ельцин Центре существует целый отдел для работы с людьми, имеющими миграционный опыт, есть программы для отдельных категорий таких граждан, но именно выставочного проекта до сих пор не было.
Получается, что начало непростого разговора положил проект нашей землячки: в период работы выставки Центр намерен пригласить одного из ведущих лекторов, который занимается изучением данной проблематики, организовать показ двух фильмов о межэтнических отношениях, на закрытии покажут спектакль-притчу о труженицах из Средней Азии под названием «Магазин».
А перед открытием экспозиции организаторы разослали пригласительные всем работникам Ельцин Центра из числа трудовых мигрантов. Впервые за всю историю.
«Диалог на заданную тему будет продолжен, и это, считаю, главное мое достижение. Оно радует даже больше, чем собственно открытие выставки», - сказала Наталья.
На премьере вернисажа было много посетителей, еще больше – в последующие дни, отметил директор по развитию магаданской рыбопромышленной компании «Тихрыбком», депутат областной Думы Петр Голубовский, который представлял Наталью Гончарову гостям выставки.
«Тихрыбком» оказывает поддержку своей талантливой сотруднице. Проект «Оранжевый шум» состоялся при организационном и материальном участии предприятия.
«На выставке поразило большое количество молодых людей – открытых, проявляющих живой интерес к происходящему. Подходили к Наташе, задавали вопросы, выражали свое мнение по теме. И, конечно, благодарили за смелость и честность. На мой взгляд, совершенно заслуженно», - сказал Петр Голубовский.
Одной из собеседниц Натальи Гончаровой стала руководитель научно-исследовательского отдела Екатеринбургской академии современного искусства Анастасия Егорова. По итогам беседы и на основе увиденного в галерее Ельцин Центра на сайте «Культура Екатеринбурга» вышла статья – искусствоведческий отзыв на «Оранжевый шум».
«Работы Натальи Гончаровой делают видимым то, что большинство людей старается не замечать и помещать в слепую зону – приезжающих из других республик и других стран, людей в оранжевых жилетах, чей труд, зачастую, остается невидимым и недооцененным. Произведения Гончаровой дают шанс каждому развить способность к эмпатии и сопереживанию Другому», - говорится в статье.
Отмечается необычный подход художника к подаче темы: живописные полотна в сочетании с инсталляциями, национальной вышивкой, скульптурой; аллюзии к широко известным творениям мастеров с мировыми именами.
«В своей живописи Наталья Гончарова обращается к легко узнаваемым, хрестоматийным образам истории искусства. Так, ее «Девушка с дыней» (2020 г.) сразу вызывает в памяти мадонну с младенцем, а «Московская готика» (2020 г.) – «Американскую готику» Гранта Вуда. Художница создает «парадные» портреты «непарадных» людей. Соединение знаковых стилей и сложной социальной темы – сознательное решение художницы», - пишет автор рецензии.
Оценку социальной значимости проекта дал заместитель директора Музея Ельцина по экспозиционно-выставочной деятельности Илья Шипиловских: «Не так просто и легко нам было начать разговор на такую сложную тему, как миграция. Но, конечно, для нас важно в принципе этот разговор начать, потому что стесняться, бояться, скрываться от сложных тем – это совершенно не наш стиль, это как раз то, с чем мы пытаемся бороться.
Нам кажется, что главное – это вносить в общественное поле эти вопросы и дальше предлагать разные точки зрения, рассматривать и двигаться в этом направлении».
Выставка работ Натальи Гончаровой в Екатеринбурге продлится до 19 декабря. После, возможно, ее увидят магаданцы.
«Я понимаю, что она может быть встречена земляками не столь дружелюбно, и реакция зрителя может быть довольно жесткой. Тем не менее, хочу выставить «Оранжевый шум» в Магадане. Нам тоже нужен этот диалог», - сказала Наталья.
Генеральный директор ООО «Тихоокеанская рыбопромышленная компания» Михаил Котов от себя лично и от всего коллектива от души поздравил художницу с успехом и новой вехой на творческом пути.
«Мы невероятно горды за Наталью. Она умница, настоящий профессионал. То, что она делает, - это абсолютно не периферийный уровень. И то, что Магадан благодаря ее творчеству прозвучал на всю страну, да еще с такой сложной темой, бесспорно, достойно всяческого уважения, развития и дальнейшей поддержки», - сказал Михаил Котов.