Для магаданских промысловиков это первое судно, заказанное в России
14 мая в Хабаровске произошло событие, знаковое и для колымчан, и для всех рыбаков-дальневосточников, и для российской судостроительной отрасли.
Со стапелей хабаровской судоверфи спустили на воду краболов «Омолон», который строят по заказу лидера магаданской рыбной отрасли - компании «Маг-Си Интернешнл».
В торжественной церемонии участвовал генеральный директор компании, президент Магаданской ассоциации рыбопромышленников Михаил Котов.
«Невероятное торжество устроили хабаровчане, - делится впечатлениями Михаил Котов. – Было празднично, ярко и многолюдно.
Среди собравшихся - первый вице-губернатор Хабаровского края Александр Никитин, председатель краевой Думы Ирина Зикунова, вице-президент ПАО «Промсвязьбанк» Наталья Юдина, заместитель генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Андрей Овчинников.
В полном составе пришел заводской коллектив - с семьями, цветами, флажками. Счастливые! Для них это был настоящий праздник, что объяснимо: в последний раз на Хабаровском судостроительном заводе судно сошло со стапелей семь лет назад, в 2015 году.
А для промыслового флота хабаровские корабелы суда вообще никогда не строили. Наш «Омолон» – первый краболов в истории завода. И первое судно, которое наша компания строит в России.
Красивый он получился. Все были рады, а мы больше всех».
По словам главы рыбопромышленной компании, во время спуска в каждом трюме, каждой каюте «Омолона» находились специалисты – для контроля. «Все отлично, ни одной протечки. Сработано на совесть», - сказал Михаил Котов.
Кили двух краболовов для «Маг-Си» заложили на хабаровской судоверфи в марте 2020 года по программам инвестиционных квот и развития российской судостроительной отрасли.
По традиции магаданские рыбаки дали судам имена, созвучные топонимам Северо-Востока: «Омолон» и «Кедон».
Второй краболов спустят на воду амурского затона осенью – с тем, чтобы до конца речной навигации успеть провести швартовные испытания и перегнать оба судна во Владивосток для окончательной доводки на приморской базе завода.
Полностью готовые краболовы «Маг-Си Интернешнл» получит в начале 2023 года. Руководитель в этом уверен.
«Не скрою, поначалу у нас были сомнения в успехе проекта. Слишком уж напоминала авантюру вся эта история: покупка крабовых квот на аукционе, обремененная обязательством постройки судов на отечественных судоверфях.
Потому что, во-первых, это очень дорого – проект обошелся нам в 2,5 миллиарда рублей, не считая миллиардов, потраченных на аукционе.
Во-вторых, промысловых судов такого класса в России никогда не строили.
Во-третьих, российское гражданское судостроение на тот момент было больше на бумаге, чем в реальности. Все заводы, входящие в структуру Объединенной судостроительной корпорации, по сути, в предбанкротном состоянии».
Ситуацию с инвестквотами «под киль» и сейчас в целом трудно назвать успешной: по плану российские рыбаки должны были построить 67 судов, по факту построили 4.
Магаданцам и заводчанам пришлось придумывать целую схему по оплате, чтобы деньги шли в дело, а не на погашение долгов производства. А чтобы финансовые трудности хабаровской верфи не остановили строительство, к решению вопросов на определенном этапе подключился колымский губернатор Сергей Носов.
Но главное, что в итоге все получилось. Сроки не нарушены, качество работ заказчика полностью устраивает.
«Мы убедились, что хабаровские судостроители действительно хотят и умеют строить, что завод - надежный партнер.
Надеюсь, этот день станет вторым рождением судоверфи, производство вновь будет развиваться, а наши коллеги – промысловики-дальневосточники по нашему примеру потянутся на завод с заказами», - выразил надежду Михаил Котов.
Есть такие планы и у ООО «Маг-Си Интернешнл».
«Думаем заложить в Хабаровске третье судно. Контракт подпишем, как только «Кедон» спустят на воду», - сказал глава компании.
Краболовы «Омолон» и «Кедон» по заказу ООО «Маг-Си Интернешнл» строятся на Хабаровском судостроительном заводе по проекту, разработанному российскими инженерами по образцу японского краболова «Викинг».
Длина корпуса - 63 м, валовая вместимость – более 1 000 т, численность экипажа – 21 человек.
Суда предназначены для промысла краба и его транспортировки в порт в живом виде.